Посмотрите на изображения выше. Перед вами градиент, смотря на который мы можем увидеть две отчетливые полосы: белую и черную. На самом деле их там нет, но мы столкнулись с распространенной оптической иллюзией —
полосами Маха. Вызвана эта иллюзия латтеральным торможением зрительных сигналов, что приводит к эффекту выделения контрастных контуров.
Таким образом мы раскрываем
принцип работы всех инструментов искусственного повышения резкости: усиление полос Маха за счет создания ореолов рядом с ними. В светлой области — ореол более светлый, в темной — более темный.
Исходя из этого следует, что для повышения резкости есть два варианта:
- Усилить контраст соседних областей.
- Сделать перепад яркостей на соседних участках изображения более быстрым.
Однако, если исходное изображение уже было приведено к полноконтрастному виду
(Задана точка белого и черного), первый вариант сработает неэффективно
(Визуально различия будут, но еле заметные).
Для чего повышать резкость? Есть несколько пунктов, разобравшись в которых можно полно ответить на этот вопрос:
- Компенсация потери резкости при оцифровке изображений.
- Реальная сцена выглядит более резкой, нежели ее сфотографированная копия.
- Резкость теряется при выводе изображения (Любым методом: воспроизведение на экране компьютера, печать на глянцевой бумаге и т.д.).
Bruce Fraser. Трехступенчатое повышение резкости В своей книге «Усиление резкости фотографий в Adobe Photoshop» Bruce Fraser предлагает авторский подход к проблеме, который состоит их трех ступеней:
1 ступень. Предварительное усиление резкости. Основная задача: борьба с шумом и возращение детализации после шумоподавления.
2 ступень. Основное усиление / классическое. Получаем конечный файл, являющийся обработанным оригиналом.
3 ступень. Финальное усиление. Данный шаг необходим для улучшенного воспроизведения полученного изображения (Например, печати). Картинка приводится к необходимому размеру и разрешению, затем усиливается резкость.
Вывод В статье описаны основные понятия о восприятии резкости и ее усилении, однако использовать ли данную трехступенчатую технологию Bruce Fraser — решать только вам.
На практике в Adobe Photoshop я обхожусь только вторым этапом (Первый производится в RAW-конвертере), что наглядно показано в моем обучающем видео.